Лев скрягин "морские узлы". Обучение узлу «Штык Простой штык с двумя шлангами

У любого рыбака любимое дело не обходится без узлов. Опытный рыбак всегда сумеет надёжно объединить в удочке несколько видов лески, привязать крепко крючок, блесну или другую снасть, зафиксировать все необходимое на леске.

С умом привязать садок под улов, чтобы тот не отвязался. Особенно полезно знание узлов тем, кто ходит рыбачить в море. Всегда необходимо владеть информацией о том, как правильно завязать узел, чтобы он не развязался в неподходящий момент.

Статья посвящена разновидностям узлов, которые найдут свое применение не только в указанных ситуациях. Каждый из узлов можно считать уникальным, так как может применяться где угодно.

Мы расскажем, что собой представляет узел, какой вид узла уместнее использовать в той или иной ситуации, а так же как правильно их вязать.

Узел – это старый способ соединения одной или более верёвок. Происходит оно с помощью связывания и переплетения «ходового» и «коренного» концов каната, веревки, лески.

Ходовым концом называется незакрепленная часть троса, которой мы образовываем узел. Коренной конец представляет собой вторую часть троса, зафиксированную в неподвижном состоянии.

Все существующие узлы разделены на группы по их назначению. В нашем рассказе речь пойдёт о незатягивающихся узлах, широко используемых в морском и даже рыболовном деле.

Если быть конкретным, мы рассмотрим следующие узлы:

  1. Простой штык.
  2. Простой штык со шлагом.
  3. Простой штык с двумя шлагами.
  4. Штык с обносом.
  5. Рыбацкий штык.
  6. Простой полуштык.

Когда мы определились с узлами, можем приступать их подробному разбору: что за узел, как делается, где применяется, пошаговая инструкция выполнения узла.

Чтобы создать крепкий качественный узел, для начала нужно ознакомиться с главными принципами и техниками вязания узлов.

«Простой штык»

«Простой штык» - это узел, образованный двумя простыми полуштыками. Он позволяет нам образовать незатягивающуюся петлю.

Вязать на нём более трёх полуштыков бессмысленно, от дополнительного полуштыка полученный узел не станет прочнее.

Узел «простой штык» один из самых простых незатягивающихся узлов.

Рыбаки могут использовать его для крепления фалиня шлюпки за рым на стенке или при необходимости без труда привязать крючок к леске.

Обратите внимание, чтобы узел был завязан правильно. Определить правильность узла, можно сдвинув петли.

Правильно узел будет завязан в том случае, если ходовой конец, как в первом полуштыке, так и во втором, выходит на одну и ту же сторону.

Если сдвинуть петли и их вид будет напоминать вам коровий узел вместо выбленочного узла, значит, вы сделали его неверно и при чрезмерном натяжении, полуштыки будут сходиться и узел затянется.

Как правильно вязать « Простой штык»?

Технология вязания простого штыка практически не отличается от «полуштыка». Следует только добавить еще один полуштык.

  • Оборачиваем ходовой конец вокруг объекта, начиная сзади;
  • Вяжем последовательно два полуштыка;
  • Стягиваем оба конца веревки бечевкой;
  • Затягиваем узел.

Замечание: применять подобный узел для привязывания крючка на синтетическую леску неудачная идея. При слишком большой тяге ваш узел начнёт скользить.

«Простой штык со шлагом»

«Простой штык со шлагом» отличается от простого штыка только дополнительным шлагом. Шлаг – это оборот каната вокруг зафиксированного объекта.

Простые штыки со шлагами используют, когда необходимо крепко привязать верёвку к неподвижному объекту, например, лодку к пирсу.

Этот узел могут запомнить те рыбаки, которые выходят рыбачить на суднах и не хотят, чтобы в какой-то момент оно покинуло причал без хозяина. Правильно завязанный простой штык со шлагом не затягивается даже при длительном натяжении.

Как остальные виды узлов, штык со шлагом имеет преимущество – его можно без лишних усилий развязать. Не смотря на то, что этот узел довольно трудно назвать надежным, он все равно пользуется спросом у моряков и рыбаков.

Дабы избежать неприятных ситуаций, даем совет: для повышения уровня надёжности узла, перед тем как закреплять концы, затяните узел.

Как правильно вязать «Простой штык со шлагом»:

  • Оберните объект ходовым концом вокруг объекта по направлению сзади наперед;
  • Сделайте еще два оборота в том же направлении;
  • Образуйте ходовым концом вокруг коренного полуштык;
  • Сделайте на коренном конце еще один полуштык;
  • Крепко стяните оба конца тонкой бечевкой;
  • Затяните узел.
  • Поздравляем, узел готов!

«Простой штык с двумя шлагами»

«Простой штык с двумя шлагами» отличается от предыдущего узла дополнительным шлагом. Добавочный шлаг создает дополнительную надежность узлу, благодаря чему канат протирается с меньшей скоростью.

Узел никогда не затянется намертво, какая бы нагрузка на него ни шла, но может распуститься, если на ходовой конец не будет поступать соответствующая нагрузка.

Совет: скрепите концы каната тонкой бечёвкой, а для надёжности можете предварительно затянуть узел.

В случае, когда канат может подвергнуться частому трению или длительной тяге, лучше всего вспомнить о простом штыке с двумя шлагами.

Так вы предотвратите быстрый износ каната при большом натяжении. Применяться может тогда, когда есть необходимость в долговременном закреплении каната судна на пристани.

Как правильно вязать «Простой штык с двумя шлагами»:

  • Оберните вокруг объекта ходовой конец, заводите его сзади;
  • Сделайте еще два оборота ходовым концом;
  • Подтяните ходовой конец, оберните его вокруг коренного конца и, в образовавшуюся петлю, протяните ходовой конец. Таким образом, получается полуштык.
  • Сделайте еще один полуштык;
  • Стяните оба конца тонкой бечевкой и затяните узел.

«Штык с обносом»

«Штык с обносом» - узел, который в несколько раз крепче по сравнению с обычным штыком с двумя шлагами. Его отличие заключается в отсутствие скольжения троса по объекту, за которым закреплен узел, и поэтому крепёж концов на этом узле необязателен.

Отсутствие скольжения даёт преимущества при резком изменении направления тяги.

Неплохо подойдет, чтобы надежно привязать садок к неподвижному объекту и даже если в воде присутствует течение, садок не развяжется и вода не заберет ваш улов.

Как правильно вязать «Штык с обносом»:

  • Сделайте оборот ходового конца вокруг предмета, направление: сзади наперед;
  • Протяните ходовой конец за коренным и сделайте оборот предмета теперь спереди назад;
  • Далее заведите ходовой конец над коренным, после чего выведите его за коренной и протяните в образовавшуюся петлю – у вас образуется один полуштык;
  • Повторите действия, чтобы сделать еще один полуштык;
  • Закрепите концы друг с другом бечевкой, затяните узел.

«Рыбацкий штык»

«Рыбацкий штык» – один из примеров незатягивающихся узлов, а также из древнейших и надёжнейших способов, до сих пор имеющий спрос у моряков.

По своему плетению он схож с простым штыком со шлангом, однако, отличие всё-таки имеется. В рыбацком штыке, перед тем как вязать два полуштыка, канат протягивается через дополнительный шлаг.

Его второе название «Якорный узел», что говорит о его прямом предназначении. В основном этот узел применяется с целью крепко и надежно закрепить трос с якорем.

Им пользуются не только моряки, но и рыбаки, которые любят выйти порыбачить на лодке или катере. Использовать этот узел можно во всех тех случаях, когда на трос будет проложена огромная тяга – он не стянется, но и не развяжется.

Как правильно вязать «Рыбацкий штык»:

  • Проденьте ходовой конец в якорное кольцо сзади;
  • Пропустите в кольцо в том же направлении еще один раз;
  • Проведите конец за коренным и протяните через образовавшиеся петли;
  • Проведите ходовой конец сначала «за», а потом «перед» коренным, затем направьте в петлю – образуется полуштык;
  • Затяните узел.
  • Стяните два конца каната и закрепите их бечевкой.

«Простой полуштык»

«Простой полуштык» — самый распространенный и давний вид узлов. Он имеет широкий круг применения, поскольку является одним из элементарных незатягивающихся узлов.

Сам по себе этот узел не представляет никакой надёжности, однако, с зафиксированным ходовым концом эффективно справляется с любой тягой.

Неважно, какая сила натяжения будет на узел, он ни за что не затянется, максимум он затянет петлю и тем самым передвинется к предмету.

Основной его задачей является закрепление других видов узлов.

Однако и рыбакам он может пригодиться: например, быстро привязать ваше судно к пирсу, если остановка будет недолгой, или при необходимости временно соединить части лески.

Как правильно вязать «Простой полуштык»:

  • Следует обернуть ходовой конец вокруг предмета, заведя его сзади;
  • Далее протяните, оберните его вокруг коренного конца и проденьте ходовой конец в образовавшуюся петлю;
  • Закрепите оба конца тонкой бечевкой;
  • Затяните узел.
  • После проделанных движений простой полуштык готов!

Как и говорилось в начале статьи, мы рассказали вам о понятии «узел», предоставили вам описание нескольких незатягивающихся морских узлов, которые могут использоваться в рыболовном деле, сообщили пошаговую инструкцию по вязанию каждого из узлов.

Все узлы по своему хороши и в той или иной ситуации покажут свои способности. Если у вас узел не держится, развязывается, пересмотрите пошаговую инструкцию по вязанию того или иного узла и повторите снова.

Правильно завязанный узел никогда не подведет. Положительной стороной этих всех узлов является то, что они не развязываются самостоятельно под влиянием натяжения и при необходимости, если узел был завязан правильно, его можно быстро развязать.

Круг использования незатягивающихся узлов довольно широкий: начиная от привязывания крючка к леске, заканчивая закреплением судна на причале.

Давно вы имели по-настоящему КРУПНЫЙ УЛОВ?

Когда последний раз ловили десятки ЗДОРОВЕННЫХ щук/карпов/лещей?

Нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке.

Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька?

Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Дает тот самый результат, который мы не можем достичь сами, тем более, стоит она дешево, что отличает от других средств и времени тратить на изготовление не нужно – заказал, привезли и вперед!


Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! при заказе это отличный бонус!

Узнайте подробнее про приманку!

Сегодня лишь стенды морских музеев и страницы старинных руководств могут познакомить с вершинами уходящего в прошлое мастерства такелажных работ. Технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность во всевозможных ручных поделках на тросе. И не случайно в морских вузах и училищах закрывают такелажные кабинеты, программы обучения матросов такелажному делу, периодически сокращают.
И все-таки жив морской узел: ревностных хранителей старинного ремесла можно встретить во многих наших яхт-клубах. Люди эти, а моряки они, чаще всего, отменные, способны с неуловимой для глаза быстротой вязать узлы, быстро и красиво делать сплесни, огоны, кнопы, мусинги, оплетки...
Выполняя пожелания читателей «Катеров и яхт», еще только приобщающихся к водному спорту и морскому делу, на вкладке этого номера приводим рисунки 24 наиболее употребительных морских узлов. Надеемся, что эта публикация поможет приобщиться к таинству вязания красивых, а главное — надежных узлов, которые не подведут в критической ситуации. Именно в надежности и легкости развязывания—«отдачи»— и состоит главное достоинство морского узла. Но следует, помнить, что каждый узел хорош лишь на «своем месте»: поэтому надо не только научиться вязать основные узлы, но и разобраться — когда и где их следует применять!
Мы упоминали о яхт-клубах. Однако знание морских узлов необходимо не только яхтсменам. Плавание на любой лодке начинается с узла на швартовном конце. Любому водномоторнику приходится завязывать страховочный трос на моторе, вставать на якорь, принимать буксирный конец, застропливать тяжелый двигатель, чтобы снять его для ремонта и т.д. и т.п.
При вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов. Те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными.
Переходим к рассмотрению узлов, изображенных на вкладке между стр. 48 и 49.

1, 2. ПРЯМОЙ И РИФОВЫЙ УЗЛЫ.
Два верхних (ходовых) конца должны выйти с той же стороны, что и два нижних, т. е. узел должен быть симметричным. Если симметрия не соблюдена, это будет уже не прямой узел, а «бабий».
Прямой узел применяется в случаях, когда требуется быстро связать два конца или закрепить трос к какому-либо предмету. Затянутый прямой узел иногда легче разрезать, чем развязать.
hspace="5">Чтобы узел легко раздавался, его делают с петлей на одном из ходовых концов. При этом получается уже не прямой, а рифовый узел. Дернув за конец петли, его легко развязать. Петля является единственным внешним отличием рифового узла от прямого. Легко догадаться, что этот узел начал свою
жизнь с вязания риф-штертов на парусах. Применять рифовый узел на пружинящих и скользких синтетических тросах не рекомендуется — он может отказать. По этой же причине не следует связывать им и концы резко отличающегося диаметра.


Ходовой конец этого узла дважды обносят вокруг коренного, затем операцию повторяют, но в противоположном направлении. Этот узел затягивается меньше, чем одинарный. Его используют при связывании тонких линей, нитей типа «жилка», юзиней из синтетических материалов малого диаметра (юзинь — особый вид линя для обделки шлюпочного такелажа). Этот узел имеет еще и второе название — хирургический.


Пригоден для связывания концов различного диаметра. Этот узел безопасен, надежен, не затягивается под нагрузкой. С его помощью можно, например, наращивать якорный конец.

Начиная вязать плоский узел, один из концов складывают петлей. Плоский узел отличает симметрия: он завязан правильно, если связываемые концы переплетаются один другим в строгой последовательности — идут «через один под один».

.
Наложив ходовой конец на коренной и образовав небольшую петлю, заводят в нее ходовой конец с другой стороны — ближайшей его частью от точки скрещивания: получается петля в петле. Если потянуть за концы не тянутого узла, петли распадутся.Если во вторую петлю вставить что-либо, например свайку, при обтягивании концов ее заклинит.

Узел широко используется как в такелажном деле, так и в морской практике. Его можно затянуть, если требуется, на утке или другом предмете. «Заклинить» вторую петлю можно и без пропущенной в нее свайки. Для этого, придерживая вторую петлю, обтягивают первую.

6. ПРОСТОЙ ШТЫК.
Применяется чаще всего для швартовки. Ходовой конец троса проводят в рым ал» обносят вокруг пала, накладывают на коренной конец и через петлю выводят наверх. Два правильно выполненных штыка (а накладывать ходовой конец на коренной лучше всего сверху и всегда в одном и том же направлении) образуют вокруг коренного выбленочный узел (см. 10). Отдается узел легко, особенно, если рым или предмет, на котором закреплен швартов, имеет размер, превышающий диаметр троса.
7. ШТЫК С ДВУМЯ ШЛАГАМИ.
Чтобы предотвратить износ троса при большом напряжении, целесообразно вместо простого штыка применять штык с двумя шлагами, которые заводят вокруг рыма или пала. Узел не затягивается. Его нетрудно отдать, даже когда трос туго набит.
8. ШТЫК С ОБНОСОМ.
Научившись вязать штык с двумя шлагами, легко освоить и штык с обносом. Этот узел напоминает буксирный (см. 24) и также хорош для швартовки.
9. РЫБАЦКИЙ ШТЫК.
Это своего рода вариант штыка с двумя шлагами. Применяется при швартовке, но чаще всего используется для ввязывания конца в скобу якоря. Держит превосходно. Легко отдается, если его заранее специально втягивать с усилием.
Вокруг якорной скобы вяжут с некоторой слабиной два шлага и выбивают их величину. Затем ходовой конец пропускают под шлаги. Завершают узел одним или несколькими штыками и страховочным бензелем (связывают ходовой конец с коренным каким-либо тонким тросиком).


Если требуется надежно закрепить трос на каком-либо предмете или на другом тросе (вантах, стойке, пале), применяют выбленочный узел. Первый шлаг ходового конца обносят вокруг предмета или набрасывают на него так, чтобы конец прошел над коренным. Второй шлаг пускают рядом, но в противоположном направлении. Узел надежен, если тяга равномерно разносится на оба конца. Чтобы он эффективно работал при односторонней тяге, ходовой конец крепят бензелем к коренному.


Когда требуется разнести нагрузку на два конца троса или полностью перенести ее с одного конца на другой, прибегают к задвижному штыку. Узел начинают вязать со шлага вокруг работающего троса. За первым шлагом образуют второй, перекрывая им коренной конец первого шлага. Третий шлаг выполняют, немного отступив от двух первых, затем ходовой конец пропускают вокруг обвязываемого троса в противоположном, по отношению к положению коренного конца, направлении. Делается это с тем, чтобы третий шлаг при затягивании узла оказался хорошо зажатым. Рабочей частью узла служат два первых шлага. Вероятность проскальзывания уменьшается, если шлаги делаются по свивке троса. Нагрузка на вспомогательную снасть должна по направлению совпадать с направлением тяги троса (шкота, фала, швартова). Недостатком задвижного штыка является то, что он затягивается под действием нагрузки.

На рангоуте задвижной штык вяжут, пуская второй шлаг не поверх первого, а параллельно ему. Третий шлаг делается так же, как на тросе.


Присмотревшись к этому узлу, нетрудно заметить, что он очень похож на выбленочный. Рисунок его тот же, но шлаги с одной стороны разделены веретеном якоря. Чаще всего буйрепный узел применяют для крепления к якорю конца — буйрепа, верхний конец которого ввязывают в томбуй — поплавок, показывающий то место, где на дне лежит якорь.


Трос складывают вдвое. Часть сдвоенного конца в точке перегиба — «спинке» — становится ходовой. Идущие параллельно и рядом коренные концы перекрещивают, получая малую сдвоенную петлю. В нее пропускают «спинку» ходовой части троса, протягивают и опускают вниз рядом с большой петлей. Петля, образованная ходовой частью троса, должна быть такой величины, чтобы в нее можно было легко заключить большую сдвоенную петлю. Когда эта сдвоенная петля пропущена через петлю, образованную ходовым концом, последнюю поднимают до места начала формирования узла и выводят поверх малой сдвоенной петли. Узел завершают обтягиванием.
Двойной беседочный узел может заменить «беседку», т. е. «боцманскую доску». Он удобен, поскольку большую сдвоенную петлю можно. образовать на любом участке троса, например, на его середине, а концы пустить через разные блоки. При нагрузке на любую из частей сдвоенной петли узел не затягивается.


Полезен для связывания двух тросов различного диаметра. Надежен при тяге за один конец, что выгодно отличает его из других узлов, применяемых с той же целью. В ряде случаев предпочтительнее прямого узла.
Конец одного из соединяемых тросов складывают вдвое, в образовавшуюся петлю проводят конец другого троса, обносят его вокруг первого сдвоенного троса и направляют под собственную только что пропущенную в петлю часть. Точно так же поступают, ввязывая какой-либо конец в стропку или огон.

15. БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ.
Предпочтительнее и надежнее шкотового. Особенно, если приходится иметь дело со скользкими пружинящими концами из синтетических волокон. От шкотового его отличает то,что конец одного из тросов дважды обносится вокруг сложенного вдвое конца другого троса.

16. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ.

Петля этого узла не затягивается под нагрузкой. Один из нескольких способов завязывания узла заключается в ввязывании ходового конца в малую петлю, образованную на коренном конце простым его перегибом. Когда ходовой конец проведен в малую петлю, его обносят вокруг коренного и снова направляют в малую петлю. Размер незатягивающейся большой петли определяется сообразно назначению узла.


Один из наиболее ходовых узлов, применяемых для крепления поднимаемых на высоту или буксируемых предметов (досок, бревен и т. п.) Удавку часто используют для крепления концов сезней, когда требуется закрепить паруса, сложенные на рангоуте.
Завязывая узел, ходовой конец обносят вокруг предмета, обводят им коренной конец и несколько раз обматывают его вокруг самого себя. На трехпрядном тросе это делается в направлении свивки троса. Для линей в оплетке направление закрутки никакого значения не имеет.
Чтобы длинный предмет «не гулял» при подъеме или буксировке, ближе к его концу, на некотором расстоянии от удавки, образуют шлаг со стороны направления тяги. Такой узел называют удавкой со шлагом.


Топовый, а точнее — тройной топовый узел чаще всего применяют для крепления на топе временной (аварийной) мачты стоячего такелажа.
На палубе последовательно одна на другую укладывают три петли. Затем петли сдвигают так, чтобы левая часть первой (нижней) петли легла поверх правой части верхней и обе они оказались бы в центре нижней петли. Вытянутые в стороны и выравненные части боковых петель как бы образуют два лепестка по сторонам узла. Остается поднять и выравнять до величины боковых петель верхнюю. Узел готов. Через его центр пройдет топ мачты. В три петли после обтягивания узла ввязывают шкотовыми узлами штаг и ванты. Для ахтерштага предназначается длинный ходовой конец, который связывают с коротким беседочным узлом. Если ходовые концы короткие, их связывают и в образовавшуюся при этом четвертую петлю ввязывают ахтерштаг. Если временная мачта устанавливается прямо на палубу, то ее шпор, как и топ, можно укрепить — растянуть — с помощью тройного топового узла.

19. «ВОСЬМЕРКА».
Применяется в роли стопора снасти в кипе, блоке. Формируя узел, ходовой конец накладывают на коренной, пускают под него и, вновь выведя наверх, направляют в петлю, которая получена в начале работы. Под нагрузкой узел затягивается.

20. ДВОЙНАЯ «ВОСЬМЕРКА».
По объему больше одинарной. Получается за счет второго обноса ходового конца вокруг коренного перед направлением его в петлю и затягиванием.


Используется для временной разгрузки какой-либо снасти, переноса ее на другое крепежное устройство или лебедку. От задвижного штыка, применяемого с той же целью, стопорный узел отличается тем, что под нагрузкой не затягивается, но менее надежен.
Завязывая этот узел, ходовой конец стараются пускать параллельно концу под нагрузкой и как можно ближе к направлению тяги. Стопорящий трос обносят вокруг работающего троса, делают им несколько витков вокруг последнего по направлению свивки и прихватывают ходовой конец стопорного троса к работающему каболкой или придерживают его рукой. После этого нагрузку можно осторожно перенести на стопорный трос и освободить ходовой конец рабочего троса.

22. «КОШАЧЬИ ЛАПКИ».
Этот узел идеален для крепления стропа на гаке. Не затягивается; держит превосходно, если нагрузка ложится равномерно на обе его части.
Верхнюю часть стропа перегибают и опускают на идущие параллельно к нижней части коренные концы. Каждую из двух образовавшихся петель синхронно закручивают наружу один или несколько раз вокруг собственных концов. Узел готов. Остается накинуть петли стропа на гак.


Похож по виду на штык с обносом, но отличается от него тем, что ходовой конец проводится петлей под коренной конец на банке шлюпки.Отдается, если дернуть за конец петли.
Узел удобен для крепления буксирного конца на шлюпках, не имеющих уток. Конец находится всегда под рукой у гребца, что исключает необходимость лишнего передвижения по шлюпке, чреватого опрокидыванием. Если на штевне нет рыма или обуха, в который пропускают фалинь или буксир, шлюпочный узел следует вязать на ближней к носу банке.


Заложив трос на гак, ходовой конец его пускают поверх коренного и снова направляют на гак. Операцию повторяют несколько раз, если хотят застраховаться от проскальзывания троса под нагрузкой. Дополнительные обносы весьма полезны, когда имеешь дело с концами из синтетики.
Этот же узел применим при креплении буксирного троса за мачту. При этом, правда, весь ходовой конец приходится обносить вокруг коренного и мачты. В случае с битенгом поступают аналогично креплению буксира на гаке.

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.


Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел :

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.



Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка :

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Штык относится к незатягивающимся узлам, хорошо держит нагрузку и легко развязывается после снятия. Изначально он использовался для того, чтобы привязывать корабли к причальным быкам. Стечением времени узлы, относящиеся к разновидностям штыка стали использоваться рыболовами, альпинистами и моряками. Стоит упомянуть, что все узлы этого семейства необходимо заканчивать контрольным узлом или схваткой.

Простой полуштык

Это основа для узлов этого семейства, но его можно использовать в роли самостоятельного, или в качестве завершающего элемента. Веревка или канат обводится вокруг любой опоры, к которой необходимо закрепиться, после этого вокруг главного троса и продевается сквозь образованную петлю. Свободный хвост закрепляется схваткой или вяжется любой контрольный узел.

Кроме стандартного применения, он находит применение при соединении двух веревок или канатов.

Простой штык

Если вы завяжете 2 полуштыка, они образуют один простой штык. Он всегда использовался для того, чтобы закрепить канат за различные причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Многие новички могут неверно завязать второй полуштык, и в результате узел имеет свойство затягиваться.

Чтобы определить, правильно ли вы завязали веревку надо свести полуштыки. В случае когда вы все сделали правильно они образуют выбленочный узел, в противном случае - коровий. Если вы хотите увеличить прочность, вы можете использовать еще один полуштык. Это максимальное число, которое рационально использовать для надежности крепления, и увеличение их числа не повысит эффективности.

Очень часто два таких узла используется для кратковременного связывания двух швартовых или канатов.

А также использование этого узла рационально в случаях необходимости закрепления веревки при сильной тяге, например, когда буксируется автомобиль или для фиксации страховочной веревки.

Схема вязки

  1. Делаем петлю вокруг точки опоры.
  2. Проводим веревку через образованную петлю. Нет разницы проводите ли вы свободный конец над веревкой или под. Важно, чтобы все последующие были завязаны так же, как первый.
  3. Делаем петлю вокруг веревки.
  4. Проводим свободный конец через образованную петлю, так же как и в первый раз.
  5. Закрепляем конец контрольным узлом.

Применение

Простой штык применяется в морском судоходстве для крепления канатных концов морского судна к специальным выступам на пристани для швартовки судна.

Этот узел настолько надежен и легко поддается развязыванию, что даже корабли королевской флотилии применяли его для крепления своих кораблей к причалам.

Так же простой штык используется в проведении погрузочно разгрузочных работ на корабле. С его помощью крепят крупногабаритный груз к крюку крана или лебедки.

Коечный штык

Многие столетия постелью для матросов был парусинный подвесной гамак с матрасом.

Для того, максимально сократить время для приготовления ко сну и уборки кровати, необходим простой и надежный узел, который легко завязать и развязать.

Чаще всего использовался именно коечный штык.

Рыбацкий штык

Рыбацкий штык, или, по-другому, якорный узел - название говорит само за себя, используется для крепления каната к рыму или к скобе якоря.

За все время существования судоходного дела, а это не одна тысяча лет, не придуман более подходящий способ для крепления якоря. Этот вариант узла чем-то схож с простым штыком или простым штыком со шлагом.

Отличие его в том, что первый из полуштыков проходит внутри шлага, который обхватывает предмет.

Простой штык со шлагом

Этот вариант узла также применяется для крепления швартовых, но в тех случаях, когда корабль стоит долго, и нет необходимости быстро отчалить. От простого штыка отличается тем, что вокруг предмета делается дополнительный оборот веревки. Два шлага делают узел более надежным, позволит избежать перетирания веревки.

Морское или рыбацкое дело просто не может обходиться без узлов. Опытный рыбак всегда сможет надежно объединить разные виды лески, или другие снасти.

Очень полезно знание различных узлов для тех, кто ходит рыбачить в море. Нужно знать, как завязать узел, чтобы он не развязался в неподходящий момент. Узлы «штык» позволяют создавать незатягивающуюся петлю, они очень просты в исполнении, но крепки и достаточно надежны.

Полезное об узлах

Узлом называют старинный способ соединения одной или нескольких веревок. Это происходит за счет переплетений и связывания «корневого» и «ходового» концов веревки, лески или каната.

Корневой конец - та часть троса, которая зафиксирована в неподвижном состоянии. Он представляет собой незакрепленную часть веревки, с помощью которой мы и получаем определенный узел.

Все узлы принято разделять на определенные группы по назначению. Узлы «штык» являются незатягивающимися. Чаще всего их используют в рыболовном и морском деле.

Разновидности

Простой полуштык

Из узлов, которые не затягиваются, именно полуштык является наиболее простым в исполнении. Делают его так им образом: вокруг опоры обносят ходовой конец, затем его же оплетают вокруг коренного конца каната, в итоге ходовой конец нужно пропустить в петлю, которая только что образовалась. Завершают работу страховочным узлом, который вяжут ходовым концом.

Этот простой в исполнении узел способен выдержать сильную тягу. Он может переместиться к опоре, но никогда не затянется.

Простой штык

Этот узел получают, объединяя два полуштыка. В этом варианте число полуштыков не должно превышать 3 - этого будет достаточно, к тому же от большего их количества прочность узла выше не станет.

В данном случае использование страховочного узла является обязательным. Узлы «штык» считаются очень надежными. Они применяются, когда веревку нужно закрепить на опоре для сильной тяги (буксировка автомобиля или наведение навесной переправы).

Штык со шлагом

Главным отличием этого узла от предыдущего является наличие второго шлага вокруг опоры. Наличие второго шлага сделает узел более надежным. В данном варианте также необходимо применение страховочного узла.

Якорный узел (рыбацкий штык)

Именно этот узел моряки называют самым надежным при креплении якоря к канату. Данный вариант схож с узлом «штык со шлагом», однако имеется одно существенное отличие. Веревку в "рыбацком штыке" протягивают также через второй дополнительный шлаг, который обхватывает опору. Даже при сильной тяге морской узел «штык рыбацкий» не стягивается и держит очень крепко.

Туристический штык

Такое название получил неправильный (перевернутый) "штык". Зачастую его применяют именно туристы.

Узел "штык": как вязать

«Простой штык» - один из наиболее простых узлов, которые не затягиваются. Чтобы правильно его выполнить, необходимо, начиная сзади, обернуть ходовой конец каната вокруг объекта. Далее его нужно обернуть вокруг коренного конца один раз и продеть в получившуюся петлю. Рабочий конец необходимо еще раз пронести поверх коренного, обернуть его и вывести через вторую образовавшуюся петлю.

Даже если коренной конец веревки будет нагружен, узлы «штык» все равно не будут затягиваться. Их всегда можно развязать, не снимая нагрузку с коренного конца.

Как завязать "двойной штык"

(именно так еще называют "двойной штык") - это яркий пример незатягивающихся узлов, который пользуется популярностью у моряков с давних времен, а все благодаря надежности.

Правильно его можно выполнить таким способом:


  1. "Простой штык" не рекомендуют использовать при привязывании крючка на синтетическую леску. Если тяга будет очень большой, узел будет скользить.
  2. Узел под названием «штык со шлагом» имеет большое преимущество - его достаточно просто развязать. Хоть он и не считается надежным, моряки и рыбаки используют его довольно часто.
  3. Двойной штык - узел, который чаще всего используют для крепкого и надежного крепления троса с якорем.
  4. Нужно помнить, что правильно завязанный узел никогда не подведет. Преимущество всех видов узла «штык» заключается в том, что они никогда не развяжутся самостоятельно при натяжении. При этом, если они были завязаны правильно, их очень легко развязать.

Узел штык и все его разновидности надежны и достаточно прочны в случае, когда веревка сильно натянута. Если нагрузки на веревку носят переменный характер, узел может развязаться. Поэтому, применяя одну из разновидностей узла "штык", необходимо вязать дополнительный страховочный узел или же фиксировать ходовой конец каната бечевкой или тонким шнуром.

Поделиться