Кто является гарантированным поставщиком электроэнергии. Знакомство с понятием гарантирующего поставщика электроэнергии. Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

ГП (гарантирующий поставщик электроэнергии) - это энергосбытовая компания, деятельность которой регулируется государством. Она обязана заключить договор на поставку энергии с любым обратившимся потребителем, находящимся в зоне ее обслуживания. Рассмотрим далее особенности деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии.

Общие сведения

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии не пересекаются. Это означает, что компании не могут конкурировать. Все компании, входящие в перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии, являются участниками и мощности). Основная часть электроэнергии приобретается именно на этом рынке. Однако часть объема поставщик может купить и в розницу. Присутствие на розничном рынке гарантирующих поставщиков электроэнергии - это необходимое условие обеспечения потребителей Стоит также сказать, что без ГП было бы сложно поддерживать баланс производства и потребления.

Контроль деятельности

Территория обслуживания конкретной сбытовой компании определяется согласно реестру гарантирующих поставщиков электроэнергии. В эту информационную базу включаются организации по субъектам РФ. В реестре гарантирующих поставщиков электроэнергии указывается номер приказа и дата включения сбытовой компании в список. Деятельность организаций контролируется уполномоченной региональной структурой власти и ФАС РФ. В полномочия регуляторов включены:

  1. Контроль выполнения ГП условий ведения деятельности и установленных коэффициентов.
  2. Утверждение сбытовой надбавки и тарифного меню.

Направления деятельности

Компании, включенные в перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии, закупают мощность и на рынке, заключают договора с сетевыми предприятиями в зоне своего обслуживания, соглашения на оплату потерь этих сетевых компаний. ГП занимаются реализацией энергии и мощности конечным потребителям по договорам снабжения, осуществляют расчеты, выписывают счета, взыскивают задолженность, принимают оплату за поставку. Гарантирующие поставщики электроэнергии - это компании, осуществляющие фактически функцию "единого окна" для потребителей. Многие ГП ведут дополнительную деятельность.

В частности, поставщики осуществляют:

  1. Продажу, установку и обслуживание учетных приборов.
  2. Реализацию электротехнической продукции.
  3. Прием платежей других предприятий (за сотовую связь, Интернет, коммунальные услуги).
  4. Энергоаудит.
  5. Выдачу техусловий.
  6. Обслуживание внутридомовых электросетей МКД.

Особенности работы

Законодательство закрепляет определенные обязанности гарантирующего поставщика электроэнергии. Как выше уже говорилось, сбытовая компания должна заключить договор с любым обратившимся потребителем, если энергопринимающие устройства последнего находятся в зоне обслуживания ГП. Установление данной обязанности направлено на исключение отказа всех поставщиков от заключения соглашения с потребителем. Кроме этого, при банкротстве независимой сбытовой компании ее клиенты автоматически переходят на обслуживание к гарантирующему поставщику. Неисполнение требований, предусмотренных законодательством и отраслевыми нормативными актами, влечет лишение компании статуса гарантирующего поставщика электроэнергии.

Цена энергии

Контролирующие деятельность сбытовых компаний, устанавливают сбытовую надбавку гарантирующему поставщику электроэнергии. Это своего рода гарантия того, что расходы на обслуживание потребителей будут покрыты. ГП обеспечивают сбор средств для финансирования генерирующих предприятий и инфраструктурных компаний ОРЭМ, поэтому должны быть уверены, что затраты будут оплачены. Сбытовая надбавка, собственно, позволяет компенсировать расходы на обслуживание конечных потребителей. Цена электроэнергии ограничивается предельным уровнем нерегулируемой стоимости. Он предполагает трансляцию закупочной цены и стоимости передачи с установленной надбавкой. Здесь следует сказать еще об одном требовании, предъявляемом к гарантирующему поставщику электроэнергии, -это информирование потребителей об уровнях нерегулируемой стоимости по ценовым категориям. Их всего шесть.

Гарантирующие поставщики электроэнергии: список

Наиболее крупными и эффективными ГП в России считаются ОАО:

  • "Оборонэнергосбыт".
  • "Петербургская сбытовая компания".
  • "Иркутскэнерго".
  • "Татэнергосбыт".
  • "Новосибирскэнергосбыт".

В список крупных ГП включены также ПАО "Мосэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт".

Особенности приобретения статуса

В первый раз гарантирующими поставщиками назначают:

  1. Неразделенные региональные АО энергетики и электрификации (АО-энерго) или энергосбытовые организации, образованные в результате реорганизации АО-энерго.
  2. ОПП (оптовые потребители-перепродавцы) и сформированные на их базе сбытовые организации, если они снабжают электроэнергией бюджетозависимых потребителей и население в объеме не меньше 50 млн кВтч/год.
  3. Энергосбытовые предприятия, обслуживающие клиентов, присоединенных к электросетям ОАО "РЖД".
  4. Хозяйствующие субъекты, генерирующие или эксплуатирующие объекты, не связанные с ЕЭС РФ и изолированными энергосистемами.

Ранее предприятия, которые были назначены ГП, но не являлись участниками ОРЭМ, должны были приобрести статус субъекта рынка до 2008 г. После 2008 г. назначение ГП осуществляется по конкурсу. Такой порядок призван обеспечить конкуренцию, повышение качества поставок и сокращение затрат. Периодичность проведения конкурса - 3 года. В качестве основного критерия для определения победителя выступает валовая выручка. Именно она, с учетом индексации, принимается в расчет при установлении сбытовой надбавки. Если в очередном конкурсе победитель не выявлен, действующий ГП продолжает свою работу.

Передача функций сетевой компании

Она допускается на период до полугода. Временная передача функций ГП сетевой компании может обуславливаться:

  1. Лишением лицензии действующего поставщика на право реализации электроэнергии населению.
  2. Принятием мер в отношении ГП по лишению его права участвовать в торговле на ОРЭМ.
  3. Ликвидацией предприятия.
  4. Началом процедуры банкротства.
  5. Нарушением обязательств по оплате услуг и электроэнергии на розничном рынке.

Смена гарантирующего поставщика электроэнергии

Эта процедура проводится публично. Сведения о смене поставщика публикуется в местных печатных СМИ, размещается в пунктах по приему платежей, в Интернете (в том числе на порталах отраслевых ведомств, а также их региональных представительств). При изменении гарантирующего поставщика потребители-юрлица должны заключить договоры с новым ГП. Что касается граждан, то для них изменяются только реквизиты платежей. Сведения о них размещается во всех приемных пунктах, в том числе, в почтовых отделениях и в подразделениях Сбербанка.

Последствия для потребителя при переходе к другой снабжающей компании

В случае смены ГП потребителю-юрлицу необходимо в течение двух месяцев заключить новый договор. Гражданам достаточно оплатить поставку по новым реквизитам. Необходимо учесть, что оплата начинается с того момента, когда потребителю стало известно об изменении ГП. Если даже соглашение с новым поставщиком будет оформлен позже, в нем будет присутствовать условие о платежах за потребление с даты перехода на обслуживание к новому ГП. Переход от гарантирующего поставщика к сбытовой компании осуществляется по желанию потребителя. При этом следует учесть один нюанс. Если сбытовая компания не приобретает электроэнергию на розничном или оптовом рынке, то она может купить ее только у ГП.

Отношения гарантирующего поставщика с ТСЖ и управляющими компаниями

ГП, выступая в качестве субъекта розничного рынка, реализует УК и ТСЖ электроэнергию по договору снабжения, купли-продажи, согласно Правилам рынка. Покупка при этом измеряется по учетному прибору, находящемуся на границе сетей дома и обслуживающей компании. Отдельно учитывается потребление энергии на общедомовые нужды и поставки владельцам нежилых помещений. Оплата гражданами производится по тарифам, установленным для населения. Платежи по остальным объемам рассчитываются по ставкам, предусмотренным для соответствующих юрлиц.

Особенности договора

Соглашение о поставке (купле-продаже) мощности/электроэнергии заключается в письменной (простой) форме, если иное не установлено Правилами, утвержденными Постановлением правительства № 442. Гарантирующему поставщику необходимо разработать формы договоров в соответствии с категориями цен или потребителей, согласно которым производится дифференциация тарифов. В случае необходимости внести изменения в Правила, утвержденные Постановлением № 442, влекущие корректировки форм договоров, ГП обязан в течение месяца (с даты вступления соответствующих изменений в силу) внести корректировки в бланки соглашений. Разработанные/измененные формы документов поставщик должен разместить в центрах обслуживания и на официальном сайте, а также направить их в территориальное подразделение ФАС.

Ответственность гарантирующего поставщика электроэнергии

Она предусматривается в ГК и Правилах (ОПФРР), утвержденных правительственным Постановлением № 442. Ответственность поставщика обладает гражданско-правовым характером. Однако, учитывая специфику статуса ГП, компания может быть привлечена и к административной ответственности. Нормативными актами предусмотрено 2 основания, по которым к поставщику могут быть применены санкции. Ответственность может наступить за:

  1. Ненадежность снабжения электроэнергией и ненадлежащее ее качество.
  2. Необоснованное введение ограничений режима потребления.

По условиям договора, гарантирующий поставщик отвечает перед покупателем (потребителем) за ненадлежащее исполнение либо невыполнение обязательств по соглашению. Он несет ответственность не только за качество своей работы, но и за действия сетевой компании и прочих лиц, привлеченных к предоставлению услуг по передаче электроэнергии, являющихся неотъемлемым звеном процесса поставки.

Дополнительно

Гарантирующий поставщик может отказаться заключать договор энергоснабжения с потребителем, если у него нет возможности осуществить поставку в связи с отсутствием энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. При этом должен отсутствовать договор о присоединении указанных приборов к электросетям в соответствии с ОПФРР. Об отказе поставщик обязан уведомить потребителя, обратившегося к нему. В извещении должны быть указаны причины принятого решения. Уведомление направляется в течение 5 дней с даты обращения клиента. Если заявка была направлена через то извещение направляется ей. Срок уведомления такой же - 5 дней. Исчисление периода осуществляется с даты поступления заявления на заключение договора в адрес ГП.

Участие в конкурсе

В заявке должны быть указаны:

  1. Наименование заявителя.
  2. Адрес.
  3. Номер записи о госрегистрации.

К заявке прилагаются:

  1. ОРЭМ с указанием направления деятельности, для ведения которой субъект торгует мощностью и электроэнергией на рынке. Документ выдается советом рынка.
  2. Бумаги, подтверждающие размер собственного капитала, или договор о предоставлении банковской гарантии с суммой покрытия, равной размеру капитала, необходимого для принятия заявки на конкурс.
  3. Анализ финансового состояния (расчет показателей) за отчетный период, предшествующий дате подачи заявки.
  4. Выписка из реестра данных о банкротстве. Этим документом заявитель подтверждает, что в течение года до подачи заявки в отношении него не проводились процедуры, связанные с признанием его неплатежеспособности.
  5. Налоговая, статистическая, бухгалтерская отчетность за прошлый год и период, предшествующий дате направления заявки на участие.
  6. Полный перечень аффилированных и взаимозависимых лиц.

Кроме того, заявитель должен предоставить информацию о лицах, входящих с заявителем в одну группу. Форма, по которой предоставляются эти сведения, утверждена ФАС. В документе указываются также признаки, по которым лица входят в соответствующую группу. Дополнительно предоставляется информация о бенефициарах, в чьих интересах номинальные держатели владеют более 5 % акций заявителя. В заявке указывается размер средств, которые субъект в случае объявления его победителем обязуется предложить в оферте, подлежащей направлению кредиторам заменяемого ГП. Эта сумма засчитывается в счет уступки требований по погашению (частичному или полному) задолженности, предусмотренной в абз. 12 п. 207 ОПФРР, в соответствии с требованиями, определенными в абз. 1 и 14 п. 207 Правил.

Гарантирующий поставщик электроэнергии - это регулируемый государством энегосбыт, он обязан заключить договор с любым обратившемся к нему потребителем в рамках его зоны деятельности. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются, то есть они не могут конкурировать друг с другом. Все гарантирующие поставщики являются участниками оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) и приобретают основную часть электроэнергии для своих потребителей именно там, однако часть объемов приобретается и у розничной генерации.

Присутствие на розничном рынке гарантирующих поставщиков - необходимое условие надежного обеспечения потребителей электроэнергией, кроме того, без гарантирующих поставщиков было бы затруднительно сводить баланс производства и потребления электроэнергии, не были бы гарантированы платежи по обязательствам сетевым компаниями и генераторам.

В целях обеспечения выполнения функция гарантирующего поставщика, законодательно установлены следующие особенности его функционирования:

  • Гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика. Данная обязанность гарантирующего поставщика призвана исключить возможность ситуации, когда все поставщики отказались от заключения договора с потребителем. Кроме того, в случае банкротства независимой энергосбытовой компании, гарантирующий поставщик автоматически «подхватывает» её потребителей;
  • Цена электроэнергии у гарантирующего поставщика имеет ограничение - предельный уровень нерегулируемой цены, который подразумевает трансляцию цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке и стоимости услуг по передаче конечному потребителю с установленной конкретному гарантирующему поставщику сбытовой надбавкой. Информирование потребителей о предельных уровнях нерегулируемых цен по всем шести ценовым категориям - обязанность гарантирующего поставщика.
  • Поскольку гарантирующие поставщики обеспечивают сбор средств с конечных потребителей для финансирования генерирующих компаний и инфраструктурных организаций оптового рынка, им необходимы гарантии того, что расходы по обслуживанию потребителей будут оплачены. Для этого региональный регулятор устанавливает гарантирующему поставщику сбытовую надбавку, которая позволяет ему компенсировать свои затраты на обслуживание потребителей.
  • Для того чтобы иметь возможность обеспечить любого потребителя электроэнергией гарантирующий поставщик обязан иметь доступ на оптовый рынок, то есть являться субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности.

Реформа электроэнергетики началась в 2003 году, но многие потребители все еще считают, что рынок электроэнергии - государственная монополия.
Большинство потребителей покупают электроэнергию на розничном рынке электроэнергии. В этой статья мы расскажем об устройстве розничного рынка электроэнергии, его участниках и методике ценообразования для конечного потребителя.

Основные положения и правила функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»

Упрощенная схема работы рынка представлена на изображении

Организации, работающие на розничном рынке электроэнергии

Гарантирующие поставщики - энергосбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика. Все гарантирующее поставщики - коммерческие компании и принадлежат как частному капиталу, так и компаниям с государственным участием.

Обязанности гарантирующего поставщика:

  • заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, находящимся в зоне его деятельности;
  • купить электроэнергию на оптовом рынке для потребителей, находящихся в его зоне действия;
  • урегулировать услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

За работу гарантирующий поставщик получает вознаграждение. Размер вознаграждение устанавливается региональными регулирующими органами и называется сбытовой надбавкой.

Что делают гарантирующие поставщики:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
  • покупают в интересах своих потребителей электрическую энергию на оптовом рынке у генерирующих компаний и у розничной генерации;
  • заключают договоры с сетевыми компаниями на передачу электрической энергии до энергоустановок потребителя;
  • рассчитывают по для потребителей в соответствии с установленной законодательством методикой;
  • собирают денежные средства за поставленную электроэнергию с потребителей, перечисляют из них часть на генерирующим компаниям, часть сетевым компаниям, а часть оставляют себе в качестве вознаграждения в размере сбытовой надбавки.

2. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме будет равна предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

3. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и розничным генератором, а также договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме может быть ниже предельной нерегулируемой цены гарантирующего поставщика за счет покупки электроэнергии у розничного генератора по более низкой цене.

4. Заключить договор с независимой энергосбытовой компанией. Цена по договору свободная и определяется соглашением.

Если ни с кем не заключить договоры – потребление электроэнергии будет признано бездоговорным. В этом случае сетевая компания ограничит потребление электроэнергии, определит стоимость потребления электроэнергии расчетным способом и будет взыскивать ее с потребителя.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

Конечная цена на электроэнергию состоит из 4 составляющих, которые вытекают из структуры розничного рынка электроэнергии:

Составляющие цены на электроэнергию

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии . Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с с каждым потребителем, который к нему обратится.

Между прочими сбытовыми компаниями (производителями электроэнергии) и потребителем условия договоров определяются по усмотрению сторон.

В соответствии с договором, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и/ или оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется оплачивать потребляемую электроэнергию и предоставленные услуги.

Гарантирующий поставщик может заключать два вида договоров с потребителем:

    договор купли-продажи, если потребитель заключил самостоятельный договор на передачу электроэнергии;

    договор энергоснабжения, включающий в себя как условия купли-продажи электроэнергии, так и все существенные условия по передаче электроэнергии.

    Последний вариант договора является приоритетным вследствие своей комплексности.
    Срок начала поставки электроэнергии по договору купли-продажи должен совпадать с началом оказания услуг по передаче электроэнергии.

Действующие договоры энергоснабжения приводятся в соответствие с Правилами функционирования розничных рынков.

Населению нет необходимости заключать письменный договор с гарантирующим поставщиком – заключением договора считается факт оплаты счета за электрическую энергию.

Другие потребители заключают договор в письменной форме, и должны представить информацию:

    о присоединении энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации, их надлежащем техническом состоянии;

    о планируемом объеме потребления электроэнергии с помесячной детализацией не позднее двух месяцев до начала очередного периода регулирования. Стоимость разницы между фактическим объемом потребления и запланированным (договорным) объемом оплачивается в соответствии с правилами определения стоимости поставки электроэнергии на розничных рынках (проект правил разрабатывается и утверждается Федеральной службой по тарифам России).

Гарантирующий поставщик может отказаться от исполнения обязательств по поставке, если покупатель не оплатил электроэнергию и услуги по ее поставке суммарно за два и более расчетных периода, а также исказил данные о фактическом потреблении электроэнергии.

Статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса.

До первого конкурса гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с момента введения в действие Правил розничного рынка Правительством РФ (ссылка) назначаются:

    неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

    оптовые предприятия-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, поставляющие электроэнергию населению и финансируемым из бюджета потребителям в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;

    энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;

    хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России, и изолированными энергосистемами (так называемые «острова» - типичный пример – предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией). В отношении таких гарантирующих поставщиков сделано исключение –передача статуса гарантирующего поставщика будет происходить вместе с соответствующим имуществом, без проведения конкурса.

Конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика организуется и проводится уполномоченным региональным органом исполнительной власти (или, в особых случаях, при наличии задолженности регионального и местных бюджетов перед гарантирующим поставщиком, - федеральным органом исполнительной власти).

В случае признания очередного конкурса несостоявшимся, следующий конкурс проводится через каждые три месяца, вплоть до определения победителя конкурса или присвоения статуса гарантирующего поставщика единственному участнику конкурса. При этом действующий гарантирующий поставщик сохраняет свой статус и продолжает выполнять возложенные на него обязательства вплоть до присвоения статуса новому гарантирующему поставщику.

К участникам конкурса предъявляются следующие требования:

  1. наличие лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам;
  2. наличие собственного капитала в размере 5% среднемесячной стоимости электрической энергии либо банковской гарантии;
  3. информационно-технологическое взаимодействие с Системным оператором и НП «АТС»;
  4. отсутствие просроченной задолженности перед поставщиками электроэнергии и услуг.

Победителем конкурса является участник, в заявке которого указано наименьшее значение необходимой валовой выручки, включающей все расходы, связанные с производством товаров и услуг, и необходимую прибыль.

При возникновении ряда обстоятельств, в которых действующий гарантирующий поставщик не может дальше исполнять свои обязательства, а также, если он добровольно отказывается от продолжения деятельности, проводится внеочередной конкурс.

В случае, если внеочередной конкурс не проведен или признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации – до даты присвоения статуса гарантирующего поставщика сбытовой организации по итогам конкурса.

Победитель конкурса обязан:

  1. получить статус субъекта оптового рынка, если победитель конкурса не является участником оптового рынка электроэнергии (мощности);
  2. зарегистрировать на оптовом рынке группу точек поставки, соответствующей зоне деятельности гарантирующего поставщика;
  3. не допускать ухудшения своего финансового состояния по отношению к контрольным показателям;
  4. не допускать снижения размера собственного капитала более чем на 20% от величины, указанной в его конкурсной заявке (или надлежащим образом исполнять договор банковской гарантии или страхования предпринимательских рисков гарантирующего поставщика);
  5. осуществлять деятельность в качестве гарантирующего поставщика за вознаграждение, равное сбытовой надбавке;
  6. осуществлять информационное взаимодействие с Системным оператором и Администратором торговой системы оптового рынка;
  7. надлежащим образом исполнять обязательства перед поставщиками электрической энергии на оптовом и розничных рынках, сетевыми организациями, Системным оператором, Администратором торговой системы оптового рынка электрической энергии, не допускать просрочки оплаты приобретаемой им электрической энергии и (или) оказываемых услуг;
  8. в случае досрочного прекращения по собственной инициативе деятельности оплатить расходы на организацию и проведение внеочередного конкурса;
  9. осуществить разделение по видам деятельности (если это не было сделано до получения статуса).

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация – если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

    в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).

    на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определяются уполномоченными органами региональной исполнительной власти в течение 45 дней с даты вступления в силу Правил функционирования розничных рынков (1 сентября 2006 г.).

Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика-участника оптового рынка, являются группа(ы) точек поставки на оптовом рынке, которые соответствуют территориям субъектов Российской Федерации.

Для гарантирующего поставщика, не являющегося участником оптового рынка, границы определяются в зависимости от балансовой принадлежности электрических сетей, к которым присоединены потребители, обслуживаемые гарантирующим поставщиком.

Изменение границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков может произойти только в ходе очередного конкурса на получение статуса гарантирующего поставщика.

Изменение границ возможно при соблюдении следующих существенных условий:

количество потребителей в новой зоне должно составлять не менее 25% потребителей на территории данного субъекта Российской Федерации, а объем поставки электроэнергии населению и другим бюджетным категориям потребителей должен быть не менее 50 млн. кВтч в год;
  • сбытовая надбавка для новых зон деятельности не превышает исходную величину сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
  • Электрическая энергия - это та же продукция, которая продаётся как оптом, так и в розницу, в случае предоставления её отдельным частным лицам. Естественно, что для любого потребителя нужны гарантии по предоставлению данного электрического продукта, именно их дает гарантирующий поставщик электричества. То есть это учреждение члена розничного и оптового рынка электроэнергии, который занимается предоставлением качественной и надёжной единицы энергии, всякому клиенту, обратившемуся к ней. Обязательным условием является то, что точка, подключаемая к сети расположена должна быть в области или зоне деятельности электропоставщика.

    В любом регионе Российской Федерации есть гарантирующие поставщики электроэнергии предоставляющее клиенту электроэнергию именно в этом территориально чётко ограниченном участке.

    Накануне того как появились розничные рынки установленный статус обрели следующие компании:

    1. Компании и учреждения появившееся в итоге реорганизации крупных областных энергетических поставщиков;
    2. Оптовые перекупщики, которые отвечают определённым директивам розничных рынков и требуемым аспектам.

    Если приходиться менять в районе или области поставщика, то эта операция обязана быть абсолютно публичной и прозрачной, а уведомление об этом публикуется в местных информационных изданиях, а в сегодняшнее время инновационных технологий ещё и на страницах интернета. После замены гарантирующего поставщика юридическим лицам являющимися покупателями нужно будет перезаключить договор с новой компанией, предоставляющей эту продукцию, а населению всего лишь изменить реквизиты платежа.

    Кому можно присвоить статус гарантирующего поставщика

    С этапа вступления в силу постановления N 530, по всей территории России гарантирующий поставщик электроэнергии мог обрести данный статус если он являлся:

    • компанией энергосбыта, которая была основана после трудоёмкого процесса реорганизации крупных энергетических организаций региона;
    • оптовые продавцы, или же созданные на их основе компании, которые поставляют электроэнергию населению как продукт и финансированы бюджетом потребителей не меньше чем 50 миллионов кВт/ч за один год;
    • объекты, которые не имеют электрической связи с общей энергетической системой России. Они сами вырабатывают электроэнергию, в нужном для региона объёме и распространяют её населению или предприятиям, для них нет необходимости проведения открытого конкурса, а передача подобающего имущества и оборудования будет проходить совместно с присвоением статуса. По сути, это компании генерирующие энергию на островах или получаемые их с материковых зон.

    Конкурс на присваивание кандидату поставщику статуса производится на основание официального публичного конкурса. Если очередной тендер признан несостоявшимся по разным на то причинам, последующий проводится только через 3 месяца. Так происходит до тех пор, пока не останется один участник. В это время действующий поставщик электроэнергии, который до этого был гарантирующим поставщиком исполняет все свои обязательства, до тех пор или же той даты когда новому поставщику будет присвоен данный, выигранный в тендерной борьбе, статус.

    Требования к участникам:

    1. Обязательное наличие официальной лицензии по торговле электроэнергией физическим и юридическим лицам;
    2. Наличие личного состояния, которое должно равняться не меньше 5 % среднемесячной цены продаваемой энергии. Также это может быть предоставление банковской гарантии данной суммы;
    3. Согласование как информативное, так и техническое с системным оператором;
    4. Отсутствие даже минимальной задолженности перед другими поставщиками электричества и предоставляемых ими сервисов.

    Кто же побеждает в тендере?

    Победителем стаёт участник, который подал заявление и указал в нём меньшую величину нужной ему прибыли, в которую были включены все имеющееся затраты связанные с выработком электроэнергии и услугами по её транспортировке и распространению среди клиентов (потребителей). Если получается так, что гарантирующий поставщик, который вступил или вступает в свои обязанности не может дальше исполнять их и добровольно отказывается это делать, то проводится снова дополнительный публичный конкурс. Если и он не даст результатов, то обязательства по предоставлению качественной электроэнергии ложатся на плечи сетевому органу, который территориально отвечает за это.
    Правда, в случае если поставщик выигрывает конкурс, то у него сразу же появляются обязанности, в которые входят:

    1. для победителей, которые не считаются участниками оптового рынка электроэнергии, нужно в кратчайшие сроки обрести статус субъекта оптовой торговли;
    2. произвести регистрацию группы всех точек, существующих на оптовом рынке, естественно, только в зоне где поставщик работает;
    3. сохранение своего финансового состояния или же капитала не меньше контрольных величин;
      запрещается допускать уменьшение своего состояния больше чем на 20%, ниже суммы, обозначенной в конкурсной официальной заявке;
    4. исполнять свою активность как гарантирующего поставщика электроэнергии за материальную награду, которая будет равна надбавке за сбыт;
    5. постоянно выполнять непрерывную информативную связь и с оператором сети, и с руководителем системы оптового рынка;
    6. соответствующим образом и в полном объёме реализовать все прописанные обязанности перед оптовым поставщиком энергии, а также ни в коем случае не допускать просрочки оплаты за установленный период, а также объём взятой энергии;
    7. если будет преждевременное прекращение деятельности поставщика по любым причинам, то организацию внеочередного тендера поставщик будет должен взять на себя.

    Границы зоны деятельности поставщика

    Пределы зон деятельности определённого поставщика уточняются областным органом власти или же уполномоченными лицами, которые предусматривают также и зоны их обслуживания. Границами зоны деятельности того или иного поставщика электроэнергии считаются группы пунктов поставки на оптовом ранке, которые отвечают областям субъектов регионов Российской Федерации.
    Вполне вероятно, что эти границы могут изменяться, но это может быть произведено только в момент очередного тендерного конкурса на получение статуса гарантирующего поставщика в том или ином регионе.

    Переработка рубежей может быть осуществлена при следовании последующих значимых условий:

    Численность потребителей в новом районе должна насчитывать не менее 25% покупателей на территории данного субъектам Российской Федерации, а величина объёмов поставки электроэнергии общественности и остальным бюджетным категориям клиентов должна быть не меньше 50 млн кВтч в год.

    Подписание и реализация договора с гарантирующим поставщиком

    Гарантирующие поставщики делают поставку электроэнергии согласно общественным соглашениям энергоснабжения, а также по контракту купли-продажи (поставки). Характерной чертой общественного договора считается то, что он обязан по закону подписать соглашение со всеми потребителями, которые к нему пришли с обращением.

    В соответствии с соглашением, обеспечивающие гарантированную поставку электрической энергии организации обязаны выполнять подачу электроэнергии чётко указанных параметров, а также осуществлять услуги, связанные с этим, в том числе и диспетчерскую связь, а покупатель, в свою очередь, должен регулярно и без задержек платить полную сумму за электроэнергию и предоставленные услуги. При этом для населения, необязательно оформлять письменное соглашение с гарантирующим поставщиком – заключением его признается факт полной и своевременной оплаты счета за потраченную энергию.
    Другие же клиенты обязаны заключать контракт в письменном виде, при этом обязаны также информировать поставщика:

    1. о подключении всех электрических устройств и их соответствие техническому исправному состоянию;
    2. о планируемых объёмах электроэнергии которую они будут брать из сети, с ежемесячной детальной информацией. Она должна быть предоставлена не позднее 2 месяцев до начала очередного периода. Цену разницы между фактическими и запланированным (договорным) объёмами оплачиваются согласно стандартных, установленным поставщиком, правил и норм стоимости электроэнергии для покупки в розницу.

    Если потребитель неправильно указал фактические данные о потребляемой электроэнергии товар и услуги, или же не оплатил согласно тарифу счёт по израсходованной энергии, то гарантирующий поставщик вправе абсолютно законно отказаться от выполнения обязательств как по поставкам, так и по предоставляемым услугам. В случае незаконного и несанкционированного подключения к сетям поставщик обращается в правоохранительные органы и в суд и тогда это уже административное нарушение, за которое полагается штраф.

    Поделиться