Письма министерств не могут применяться, так как носят информационный характер и не являются нормативными правовыми документами. Статус и юридическая сила разъяснений и писем минфина россии Является ли письмо министерства нормативным правовым актом

Добрый день

Если нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России, он имеет юридическую силу.

Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ...

II. Государственная регистрация нормативных правовых актов

11. На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования , Фонд социального страхования Российской Федерации).

12. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти , утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

12.1. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, включая проверку на наличие в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

присвоение регистрационного номера;

занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

13. Федеральные органы исполнительной власти, иные органы и организации направляют на государственную регистрацию названные в пункте 12 настоящих Разъяснений подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты.

В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов критериям, перечисленным в пункте 12 настоящих Разъяснений, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Министерство юстиции Российской Федерации после проведения юридической экспертизы.

нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992 г.

15. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты;

Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

Действие которых исчерпывается однократным применением;

Срок действия которых истек;

Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

04 Мая 2017

Минздрав России высказал позицию, что высшее медицинское образование, документ об окончании ординатуры (интернатуры), сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", наличие стажа работы не менее 5 лет необходимо по 3 должностям:

Руководитель медицинской организации,

Заместитель руководителя медицинской организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности,

Руководитель структурного подразделения иной организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности.

Минздрав России сообщил, что считает отсутствие соответствующего образования грубым нарушением лицензионных требований.

Напоминаем, что ответственность за такое нарушение для коммерческих медицинских организаций составляет от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток, для некоммерческих - от 150 до 250 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Дополнительно Минздрав России проинформировал, что им подготовлен проект изменений в постановление Правительства РФ о лицензировании медицинской деятельности об исключении требования о наличии сертификата по оргздраву, а также исключении из лицензируемых видов деятельности деятельности по организации здравоохранения и общественному здоровью.

Полагаем, что требование о необходимости наличия медицинского образования одновременно и у руководителя, и у заместителя руководителя избыточно и противоречит смыслу постановления Правительства РФ. В постановлении подразумевалось, что медицинское образование обязательно должно быть или у руководителя, или у заместителя руководителя по медицинской деятельности, а если речь идет об организации, где только отдельное структурное подразделение занимается медицинской деятельностью - то образование должно быть у руководителя такого подразделения.

Именно так данный пункт понимался на практике, в том числе проверяющими органами. Более того, введение всех 3 должностей не только не обязательно, но и невозможно (если организация занимается только мед.деятельностью).

Вызывает сомнение также классификация такого нарушения как грубого, т.к. нарушение может считаться таковым, только если создает угрозу жизни или здоровью пациентов или повлекло причинение вреда.

Письмо Минздрава не является нормативным правовым актом и не обязательно к применению. В тоже время существует риск возникновения трудностей при лицензировании и при прохождении проверок Росздравнадзора.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПИСЬМА:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России в рамках установленных полномочий рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
Минздрав России действующим законодательством не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.
Подпунктами "в" и "г" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются в том числе наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет.
Таким образом, в части первой подпункта "в" пункта 4 Положения перечислены три должности, для которых необходимо получение высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения - руководитель медицинской организации, заместители руководителя медицинской организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности, руководитель структурного подразделения иной организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Дополнительно сообщаем, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте http://regulation.gov.ru размещен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - проект постановления). Данным проектом постановления из лицензионных требований, предъявляемых к руководителям медицинских организаций, заместителям руководителей медицинских организаций, ответственных за осуществление медицинской деятельности, при намерении осуществлять доврачебную помощь, исключено требование о наличии сертификата по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Проектом постановления также предусмотрены изменения в части исключения из перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью.

Заместитель Директора Департамента
Е.В.КАРАКУЛИНА

Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина (п.12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452).

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, - .

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" .

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа , подлежит рассмотрению в порядке, установленном (п.3 ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.4 ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Лицо, желающее получить информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Разъяснения органа государственной власти имеют юридическую силу только в том случае, если орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 , определен исчерпывающий видовой перечень нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти: постановления, приказы, правила, инструкции, положения. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Документы, изданные в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов данных государственных или муниципальных органов, не приобретают юридической силы. Разъяснения рассматриваемых федеральных органов исполнительной власти оформляются в форме писем.

Как правило, разъяснения имеют информационно-разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Они не являются обязательными ни для правоприменителя, ни для физического или юридического лица, сделавшего соответствующий запрос, не носят нормативно-правового характера и не порождают каких-либо правовых последствий , однако помогают уяснить содержание правовых норм и сформировать правовую позицию.

Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных давать разъяснения законодательства

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

(МВД России)

Утверждающий документ

Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Министерство иностранных дел (МИД России)

(МИД России)

Полномочия по разъяснению законодательства

Утверждающий документ

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, физических и юридических лиц.

    ПИСЬМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ И СООТНОШЕНИЯ С НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ

    Л.А. АЛИЕВА

    Нормативный правовой акт (далее по тексту - НПА) в современной России является основным источником правового регулирования общественных отношений. Законодательное определение НПА отсутствует, но в рамках настоящей статьи представляется вполне уместным использование дефиниции, данной в Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". В соответствии с данным актом "нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение" .

    Также не будет лишним отметить, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее по тексту - Постановление Правительства N 1009) говорится, что "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений". А также отмечается, что "издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается" .

    Прежде, чем перейти к более детальному рассмотрению проблемы, стоит перечислить основные признаки НПА. Так, М.Н. Марченко в своем учебном пособии по теории государства и права дает следующий перечень признаков НПА:

    "1. Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру.

    2. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер.

    3. В них содержится и через них преломляется государственная воля.

    4. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий" .

    Также к этим признакам можно добавить неперсонифицированный характер НПА (их адресованность неопределенному кругу лиц); то, что они создаются для многократного применения и направлены на регулирование общественных отношений; имеют определенную процедуру принятия, опубликования и вступления в силу.

    Вопрос о признаках в данной статье имеет большое значение, так как определение письма и его характерных черт в современной юридической науке отсутствует. А учитывая то, что эти документы издаются органами исполнительной власти и де-факто обладают некоторыми признаками НПА, то стоит разобраться, являются ли они таковыми или нет.

    По идее, решить возникший вопрос должна помочь судебная практика, связанная с оспариванием писем, издаваемых различными органами исполнительной власти. Но она весьма противоречива. Проиллюстрировать это можно на следующих примерах.

    По одному из дел, рассмотренному в Верховном Суде Российской Федерации (далее по тексту - Верховный Суд) в 2014, гражданин Д.Н. Ирхин (далее по тексту - заявитель) был лишен должности кадастрового инженера комиссией по аттестации в связи с грубым нарушением требований оформления документов, необходимых для получения квалификационного аттестата на право осуществления кадастровой деятельности. Причем основанием для такого решения комиссии по аттестации кадастровых инженеров явились не те грубые нарушения, которые перечислены в Федеральном законе "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре), а те, что содержались в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.07.2010 "Об основаниях аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера". Верховный Суд, проведя анализ данного акта, пришел к выводу, что "письмо является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности" .

    После установления данного письма как НПА, Верховный Суд указал, что данное письмо не представлялось на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (далее по тексту - Минюст России) и не было опубликовано в установленном законом порядке, нарушило п. 2 Постановления Правительства N 1009, гласящего, что "издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается" . И, как итог, удовлетворил требования заявителя и признал недействующим упомянутое письмо Министерства экономического развития России, тем самым запретив его применение на практике.

    Второй пример хоть и относится к отрасли налогового права, и все же там события получили совершенно другое развитие, нежели в первом случае. Речь пойдет о налогообложении на добычу полезных ископаемых в части их нормативных потерь.

    По общему правилу, установленному действующим налоговым законодательством, налоговая ставка в данном случае составляет 0% (рублей). Абз. 3 п. 1 ч. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что если на первый период очередного календарного года у налогоплательщиков отсутствуют утвержденные нормативы потерь на этот год, то применяются те нормативы, которые были утверждены ранее (а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом) .

    21.08.2013 Федеральная налоговая служба (далее по тексту - ФНС) опубликовала письмо N АС-4-3/15165 "О налоге на добычу полезных ископаемых" (далее по тексту - письмо ФНС "О НДПИ"). В нем, помимо того, что было написано абзацем выше, ФНС устанавливает правило перерасчета сумм налога на добычу полезных ископаемых в том случае, если нормативы потерь утверждены на очередной календарный год в течение этого либо следующего за ним календарного года. Причем не важно, увеличатся эти нормативы или уменьшатся. К слову, во втором случае налогоплательщик не сможет заранее определить размеры своих расходов, что не лучшим образом повлияет на его деятельность.

    Это все и послужило поводом для подачи заявления ОАО "Газпром нефть" (далее по тексту - "Газпром нефть") в Верховный Суд. Определением от 17.12.2013 Верховный Суд отказал в принятии заявления "Газпром нефть" о признании недействительным письма ФНС "О НДПИ". При этом Верховный Суд указал в своем Определении, что рассмотрение вопросов об оспаривании НПА Федеральной налоговой службы подведомственно арбитражному суду.

    Теперь, вспомнив предыдущий пример (про кадастрового инженера), где письмо было признано НПА, можно только задаться вопросом о единстве судебной практики, которой, получается, вовсе нет. Причем все это проходило в рамках одного суда, что еще более удивительно. Теперь можно продолжить ход повествования.

    После второго отказа от рассмотрения дела Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации "Газпром нефть" обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации (далее по тексту - Конституционный Суд) с оспариванием норм Федерального конституционного закона от 05.02.2014 "О Верховном Суде Российской Федерации" и упомянутого выше абз. 3 п. 1 ч. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации. Но, учитывая предмет настоящей статьи, основное внимание будет уделено рассуждениям и решениям Конституционного Суда, связанным с юридической силой упомянутого выше письма.

    Конституционный Суд пояснил, что "...в основе допустимости проверки в данной процедуре акта Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти прежде всего должно лежать наличие у этого акта нормативных свойств (оказывает ли он общерегулирующее воздействие на общественные отношения, содержатся ли в нем предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц - участников соответствующих правоотношений, рассчитан ли он на многократное применение)" . То есть не просто проводить процедуру соответствия формальным признакам НПА, которую весьма противоречиво осуществлял Верховный Суд при рассмотрении дел, указанных выше, а именно способность НПА воздействовать на общественные отношения, иметь неперсонифицированный характер и быть рассчитанным на многократное применение.

    Таким образом, с 2015 г. акты органов исполнительной власти, которые формально не являются НПА, но обладают нормативными свойствами, рассматриваются в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов. Но с марта 2016 года данный "переходный" порядок претерпит изменения, поскольку был принят Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов". Согласно данному Федеральному закону арбитражные дела по оспариванию актов органов исполнительной власти, обладающих нормативными свойствами и содержащих разъяснения законодательства, будут рассматриваться в случае отнесения данной категории дел Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к компетенции Суда по интеллектуальным правам. Более того, в Кодекс административного судопроизводства были внесены изменения, определяющие подсудность дел по поводу оспаривания актов вышеуказанных органов, разъясняющих положения законодательства и обладающих нормативными свойствами, а также процедуру производства по административным делам об оспаривании указанных актов.

    Возвращаясь к анализу решения Конституционного Суда, в нем можно выделить следующие недостатки:

    1. Несмотря на вполне обоснованную позицию Конституционного Суда, который акцентировал внимание на нормативных свойствах писем ФНС, игнорировать формальные признаки не совсем правильно. Все-таки есть установленные Конституцией (ч. 3 ст. 15) и рядом других НПА требования и условия (форма самого документа, надлежащий субъект издания, порядок принятия и вступления в силу и т.д.), которые позволяют определить документ как нормативный правовой акт.

    Весьма интересными в данном случае представляются Особые мнения судей Конституционного Суда Ю.М. Данилова и Г.А. Жилина, которые одинаково сошлись в том, что данные акты не являются нормативными правовыми и подлежат оспариванию в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации .

    2. Прежде всего, письмам ФНС был придан особый статус. С одной стороны, они не являются НПА в прямом значении этого термина. Но и ненормативными актами их назвать уже нельзя, так как рассматриваться судами они будут наравне с делами об оспаривании НПА. Способствует ли это непротиворечивой правоприменительной практике? Повышает ли это эффективность осуществления правосудия? Маловероятно...

    Вообще вопросы соотношения актов толкования с нормативными актами в настоящее время приобрели особо острое значение. Это очевидно вытекает из приведенных примеров, где даже в высших судебных инстанциях нет единства мнений по возникшим вопросам. Конечно, Постановление Конституционного Суда внесло больше ясности в разрешение названных вопросов, но не без недостатков, которые также были описаны выше.

    При этом представляется, что игнорировать данную проблему ни в коем случае нельзя, так как в актах, которые изначально издавались органами исполнительной власти с целью разъяснения конкретного закона (нормы закона), стали появляться нормы, не предусмотренные законом, но создающие определенные требования, правила поведения. И если у гражданина (организации) возникает ситуация (например, как в случае с гражданином Ирхиным), связанная с такими актами, то орган, его издавший, требовал исполнения указанных в них предписаний (в противном случае это грозило зачастую негативными последствиями). А в случае, если тот же гражданин (организация) обращались в суд, то органы исполнительной власти заявляли, что данные акты по своей природе не обладают юридической силой, а всего лишь разъясняют положения законодательства, тем самым "умывая руки". Получается весьма эффективная схема, при которой органы исполнительной власти могут заниматься своеобразным "нормотворчеством", при этом обходя судебные механизмы воздействия на подобную деятельность. А логическими результатами такого "правотворчества" являются:

    1) нарушение прав граждан и организаций при участии в тех или иных правоотношениях;

    2) своеобразное "перетягивание" функций по принятию общеобязательных правовых норм исполнительной властью, что в итоге приводит к искажению самой сути законодательных органов власти и принципа разделения властей в целом;

    3) невозможность судебной ветви власти эффективно воздействовать на подобную деятельность.

    Говоря о путях преодоления перечисленных нарушений и подытоживая исследование, представляется возможным отметить следующее. Безусловно, описанные выше изменения, внесенные законодателем в Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного производства, являются весьма позитивными, поскольку теперь оспаривание данных актов приобретает более строгий процессуальный порядок, что повышает возможности судебной власти реально влиять на "правотворчество" исполнительной власти и, что самое важное, эффективность защиты прав граждан и организаций от данной деятельности.

    Но, помимо процессуальной регламентации, необходимо также издание так называемого материального закона, который бы установил разновидности юридических актов, их соотношение по юридической силе между собой, толкование и т.д. В этом свете представляется вполне обоснованным и актуальным принятие Федерального закона "О нормативных правовых актах", проект которого в настоящее время находится в Минюсте России и который должен будет значительно помочь в разрешении проблем (как теоретических, так и практических), освещенных в настоящей статье. Например, что представляет собой НПА, какие могут быть его формы, какими существенными признаками он должен обладать. Также регламентировать вопросы принятия, изменения и утраты юридической силы НПА, их официальное толкование (разъяснение) и др. Но пока данный проект остается таковым, изучение вопросов юридической природы различных нормативных и ненормативных актов порождает и будет порождать новые вопросы, которые потребуют более тщательного и глубокого исследования.

    Библиография:

    1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть" // Российская газета. N 6648. 13 апреля 2015 г.
    2. Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации" (в ред. от 01.10.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (в ред. от 27.08.2015) // Российская газета. N 161. 21.08.1997.
    4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // Российская газета. N 4371. 24.05.2007.
    5. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2014 N АКПИ14-735 "О признании недействующим письма Министерства экономического развития РФ от 27 июля 2010 г. N 13293-ИМ/Д23 "Об основаниях аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера" // Российская газета. N 244. 24.10.2014.
    6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 656 с.

    References (transliterated):

    1. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 31.03.2015 N 6-P "Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta 1 chasti 4 stat"i 2 Federal"nogo konstitutsionnogo zakona "O Verkhovnom Sude Rossiiskoi Federatsii" i abzatsa tret"ego podpunkta 1 punkta 1 stat"i 342 Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii v svyazi s zhaloboi otkrytogo aktsionernogo obshchestva "Gazprom neft"" // Rossiiskaya gazeta. N 6648. 13 aprelya 2015 g.
    2. Federal"nyi zakon ot 31.07.1998 N 146-FZ "Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii" (v red. ot 01.10.2015) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiiskoi Federatsii. 1998. N 31. St. 3824.
    3. Postanovlenie Pravitel"stva Rossiiskoi Federatsii ot 13 avgusta 1997 g. N 1009 "Ob utverzhdenii Pravil podgotovki normativnykh pravovykh aktov federal"nykh organov ispolnitel"noi vlasti i ikh gosudarstvennoi registratsii" (v red. ot 27.08.2015) // Rossiiskaya gazeta. N 161. 21.08.1997.
    4. Prikaz Ministerstva Yustitsii Rossiiskoi Federatsii ot 04.05.2007 N 88 "Ob utverzhdenii Raz""yasnenii o primenenii Pravil podgotovki normativnykh pravovykh aktov federal"nykh organov ispolnitel"noi vlasti i ikh gosudarstvennoi registratsii" // Rossiiskaya gazeta. N 4371. 24.05.2007.
    5. Reshenie Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 10.07.2014 N AKPI14-735 "O priznanii nedeistvuyushchim pis"ma Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF ot 27 iyulya 2010 g. N 13293-IM/D23 "Ob osnovaniyakh annulirovaniya kvalifikatsionnogo attestata kadastrovogo inzhenera" // Rossiiskaya gazeta. N 244. 24.10.2014.
    6. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2013. 656 s.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Поделиться